Чтобы воспитать креативную, творческую и думающую личность необходимо внедрение новых методик в классическую педагогическую науку. Сейчас огромное значение приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике инновационных технологий, составляющих альтернативу традиционной системе образования.
К таким инновационным дисциплинам относятся Нейро- и Арт- Педагогики. Возникли эти дисциплины на границе слияния таких наук, как Педагогика, Психология, Культуроведение, Социальная культура, Нейропсихология, Нейрофизиология.
Итак, Нейропедагогика (нейропсихопедагогика) – это наука о теории и технологиях воспитания, основанная на данных современных нейронаук. Происходит от понятий «нейрон» (нервная клетка), «педагогика» (наука о воспитании), «психика» от греческого слова «психе» (душа).
Многие родители и даже специалисты при слове нейро-педагог считают, что он работает только с теми детьми, у которых есть серьёзный диагноз (умственная отсталость, РАС, генетические синдромы и другие).
Нет, не только. Как раз с детьми с особенностями развития целенаправленно работают дефектологи, логопеды, специальные психологи (то есть те, кто умеет работать именно с такими детьми, а не все подряд). Конечно, нейро-педагог может работать и с таким ребёнком, но только если он знает особенности развития при конкретном диагнозе или достаточно хорошо знаком с основами физиологии и неврологии.
Нейро-педагог - очень эффективен в работе с обычными детьми. Каждый ребёнок индивидуален. У каждого есть свои таланты, но есть и определённые трудности.
Например:
- у одного ребёнка все предметы идут прекрасно, а вот русский язык ну никак не хочет поддаваться;
- другой просто не может понять, как решать задачи по математике, хотя и считает отлично, и читает без проблем;
- третий вроде всё понимает и усваивает, но почерк плохой;
- четвертый очень медлительный: за классом не успевает, половины не слышит;
- пятый на уроках «ворон считает», хотя совсем не глуп.
Эти дети развиваются согласно возрастным особенностям, но каждый из них имеет свою уникальную «изюминку», которая оказывает влияние на успеваемость в школе. Именно таким детям часто родители нанимают репетиторов, считая, что индивидуальные занятия должны помочь исправить недостатки. Ребёнок месяцами ходит на занятия, исписывает километры строчек, решает сотни типовых задач, но первая контрольная работа показывает, что небольшое изменение в условиях задачи — и снова неудача. Почему?
Потому что деятельность большинства репетиторов (не всех, но всё же большинства) направлена на механическое заучивание материала и многократное повторение одних и тех же действий. Это совершенно не решает истинную проблему ребёнка. Нейро-педагог сначала выявит причину и составит индивидуальную программу для преодоления трудностей, добавит в неё содержательную часть, связанную с программным материалом дошкольного или школьного периода обучения и будет заниматься с ребёнком.